Самые актуальные новости индустрии

Подпишись и получи в подарок книгу о видеомаркетинге

B5B5E176-FA05-4678-81EE-A211B72D88EA Created with sketchtool.
Блог
Logo

Fujifilm X-T3: технические особенности камеры

1241 Читать 13 минут

Три года назад Fujifilm в своей Х-серии стали делать больший упор на видео. Ранее в этой серии ставка делалась больше на качество фотографий. За короткие три года компания произвела на свет камеры, способные конкурировать с другими представителями на рынке видеоаппаратуры, которые ведут свою деятельность уже 10-15 лет. Сегодня мы поговорим об особенностях Fujifilm Х-серии и подробно разберём Fujifilm X-T3, обзор на которую можно было увидеть онлайн на лекции Влада Сабатовского на Fujifilm Photo Days в Москве и Санкт-Петербурге.

Fujifilm на службе киноиндустрии

Изначально видеографы гнались за фулфреймом, особенно тогда, когда на рынке появился Canon 5D Mark II. Киноделы хотели получить кинематографичную картинку, и первое, что приходило в голову — получить фулфрейм и большую глубину резкости. Поскольку матрица была достаточно большого размера, то могла принять много света и не шуметь там, где шумели все остальные камеры. Но тенденции меняются, и киноделы стали выбирать матрицы micro 4/3. В большей степени из-за того, что меньший размер матрицы увеличивает скорость обработки информации процессором. Кроме того, благодаря маленькой матрице парк оптики становится более лёгким и дешёвым, потому что делать линзы для фулфрейма или среднего формата гораздо сложнее технически, чем делать для micro 4/3 или кропа. По этим причинам Panasonic быстро завоевал рынок со своими беззеркальными камерами, которые могут снимать в 4K-разрешении. Киноделы научились работать именно с этим форматом, так как в то же самое время для такого разрешения в фулфрейме не были доступны высокий битрейты в видео или большая битность. Это происходило как раз по той причине, что процессоры были недостаточно мощные.

Здесь Fujifilm вступает в игру и предлагает видеографам обратить своё внимание в сторону матрицы с кроп-фактором 1.5. Это оказалось золотой серединой между micro 4/3 и фулфреймом. Потому что такой размер матрицы позволяет получать глубину резкости лучше, чем у micro 4/3, в то же время избавиться от необходимости обработки большого количества информации, как при работе с фулфреймом.

Сейчас рынок видеокамер развивается до такого уровня, что обычная камера становится маленьким REDом. Непонятно, чем удивить рынок. Десять лет назад для нас был удивлением фулфрейм. Сейчас удивлением может стать средний формат. Когда матрица больше, цвет и свет ведут себя иначе на уровне физических свойств, и картинка на выходе получается специфичная. Поэтому киноделы возлагают большие надежды на средний формат матрицы, особенно вкупе с возможностью записи видео в разрешении 4К.

Тест камер Х-серии

Пока всё это — будущие разработки, поговорим о том, что мне удалось протестировать собственноручно: Fujifilm X-H1 и X-T3.

В данный момент, когда на рынке есть практически камеры на любой вкус и запрос, потребитель начинает гнаться за тем, что приятно держать в руках. Если говорить о Fujifilm X-H1, то эту камеру действительно приятно держать в руках из-за её дизайна, в котором металл смешивается с пластиком и выглядит, ощущается довольно агрессивно. Когда я был на Photokina, мне удалось поговорить с главным дизайнером всей линейки Fujifilm Х-серии Массасуми Имай. Я спросил у него, чем он вдохновлялся при разработке концепта камеры, и он ответил, что это были старые мотоциклы, гитары и рок-н-рол. Когда я держал камеру в руках, действительно ощущал её душу, приходили похожие ассоциации.

Две тенденции, которые наблюдаются в среде киноделов — они хотят камеру с матричным стабилизатором и автофокус, который будет качественно работать. Конечно, для профессиональной съёмки стоит отказываться от любой автоматизации. Однако в Fujifilm X-H1 есть матричный стабилизатор, который вместе со стабилизацией на линзе даёт неплохой результат, при котором можно уверенно снимать с рук. Опыт общения с этой камерой был новым, но особенно не впечатлил меня. Однако вскоре мне предложили потестировать их новую камеру Fujifilm X-Т3.

Поскольку камера была создана специально для видеографов, то в ней учтены все те возможности, которые хотелось увидеть.

Особенности матрицы Fujifilm XT3

Fujifilm добавили в камеру две инновации — матрицу (26Мп BSI X-Trans CMOS 4 с обратной засветкой) и процессор. Как мы помним, матрица и процессор напрямую взаимосвязаны. В чём особенность такой матрицы? Когда свет попадает в линзу объектива, он проходит через скопление микролинз на матрице и затем попадает на фоточувствительные сенсоры. Разница между обычным сенсором (с передней подсветкой) и новым сенсором с технологией задней подсветки BSI состоит в том, что устройство BSI упрощает попадание света на фотодиоды. В обычном CMOS-сенсоре свет вынужден проходить по металлической проводке и элементам схемы, прежде чем он попадет на фотодиоды. В сенсоре же с задней подсветкой проводка спрятана за светополучающую поверхность, за счёт чего сенсор становится более светочувствительным. Это позволило сделать камеру менее шумной, чем предыдущая модель.

Мы все привыкли к тому, что камера обычно шумит на высоких значениях ISO. На самом деле, камеры способны шуметь и при низких значениях ISO. Существует нативное значение ISO у камеры, то есть стандартное положение, в котором уровень шума будет наименьшим. Крайние нижние и верхние значения ISO будут погрешностью. В большинстве камер нативное ISO 400-800 единиц. Разработчикам Fujifilm удалось добиться минимального ISO в 160 единиц.

Вместе с этим разработчики добавили в камеру новый процессор, скорость считывания матрицы которого на 50% быстрее, чем у предыдущей модели X-T2. Что это значит для видеографов? Мы можем получать изображение в 4К, которое будет гораздо качественнее, так как процессор увеличивает битность и битрейт изображения.

Кроме того, высокая скорость процессора уменьшает роллинг-шаттер-эффект. Чем быстрее скорость процессора, тем меньше подобные дефекты. Роллинг-Шаттер — это эффект, при котором происходит не моментальная фиксация изображения, как в матрицах с полнокадровым переносом, а построчное считывание. Такой эффект отделяет полупрофессиональные камеры от профессиональных, у последних он отсутствует.

Автофокус и его использование в индустрии

Потребитель хочет, чтобы его камера вмещала все нужные ему опции. Однако инженерам сложно справиться с такими задачами и уместить все запросы в одну камеру, сохранив её компактность. Поэтому на данном этапе технического развития важно разделять задачи.

Например, автофокус нужен тем киноделам, которые занимаются репортажной съёмкой, то есть съёмкой, к которой нельзя подготовиться заранее. Видеографы из этой сферы могут доверять автофокусу. Из-за специфики съёмок они могут позволить себе, что иногда автофокус будет ошибаться. Однако для дальнейшего роста в индустрии фокус надо крутить руками. Именно отсюда начинается игровая съёмка рекламы и кино.

В Fujifilm ХТ-3 есть автофокус, который работает качественно. Камера распознаёт автофокус лица, автофокус зоны (работает всё покрытие сенсора), автофокус по глазам. Причём, автофокус очень быстрый. Как говорят сами инженеры из Fujifilm:

«Линза не успевает фокусироваться за процессором, вы только вдумайтесь».

Объективы для Fujifilm XT3

Я протестировал три объектива из тех, которые Fujifilm выпустили для X-T3:

  • Fujifilm XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS;
  • Fujifilm XF 10-24MM F/4 OIS;
  • FujinonMK 18-55 T2.9.

Каждый нацелен на определённые задачи.

Первый идёт в комплекте с камерой. У него высокое качество картинки и высокая резкость. Это полностью удовлетворяет запросам быстрой съёмки. Например, съёмка влогов или событий, которые произойдут единожды, получается более качественной. Кроме того, объектив стоит недорого, если покупать в комплекте с «тушкой». Это тот вариант, с которого можно начать, если есть желание приобщиться к Х-серии. Однако, это базовый уровень.

Следующий — широкоугольный объектив, который создан для «блогерских» целей, то есть съёмки на себя, например. В этом объективе отлично отрабатывает оптический стабилизатор, который убирает микротряску. Однако, если вы используете дополнительные средства стабилизации изображения, стоит выключать эту функцию в камере, чтобы они не «боролись» друг с другом, портя итоговый материал.

Следующий объектив — профессиональный кинообъектив. Обычно, та оптика, которая используется с полупрофессиональным оборудованием, создана по большей части для фотографов. Её проблема в том, что фокус может сбиваться при изменении фокусного расстояния, и происходит искажение перспективы — все эти нюансы влияют на кинематографичность картинки. А этот объектив создан как раз для кинематографа, причём стоит относительно недорого для себе подобных. Кроме того, эту линзу можно поставить на любую камеру и не бояться, что где-то будет разное расстояние, потому что есть возможность настраивать задний рабочий отрезок.

Моделирование плёнки

Компания Fujifilm на протяжении 84 лет имеет дело с цветом, потому что изначально занималась производством плёнки. Все свои наработки в этом плане компания старалась перенести в новые камеры. Есть шестнадцать цветовых профилей. В каждом из них разная цветопередача, работа с тенями и т.д. Все они приятны глазу и пользователь может выбрать любой на свой вкус.

Вопрос в том, как и когда изображение, считанное с матрицы, обрабатывается. Здесь обработка происходит до упаковки в кодек. Это помогает избежать артефактов и получить, по сути, уже обработанный исходник. Такую постобработку возможно произвести только при съёмке без комперсии.

FLOG

При использовании стандартного профайла количество цветов линейно зависит от количества бит для их записи. При такой настройке выходит, что для самых тёмных участков выделяется всего 16 градаций цвета, а для самых светлых — половина всех возможных цветов, то есть 128 градаций цвета. При этом сам кадр, скорее всего, будет располагаться где-то посередине графика. Специальный профайл от Fujifilm помогает исправить такую несправедливость. Он меняет зависимость с линейной на логарифмическую и, соответственно, увеличивает количество цветов, считываемых в тёмных участках и участках средней освещенности.

Синим — линейное отображение информации с сенсора, Красным — логарифмическое

 

Цветовая субдискретизация

X-T3 — это первая в мире беззеркальная фотокамера формата APS-C, способная записывать 10-битное видео в 4K и 60 кадров в секунду. Обычно камеры могут записывать видео в 8 или 10 бит. От данного показателя зависит количество вариантов цветов одного пикселя. При восьми — это 256 цветов, а при десяти — уже 1024. В зависимости от этого изменяется не только качество изображения, но и требуемое количество места для каждого кадра. «Киношные» камеры вообще могут снимать в 12 бит, что ещё и сильнее облегчает работу на постпродакшне, потому что цвета более плавно перетекают друг в друга, и при обработке образуется меньше артефактов.

Перед нами иллюстрация того, как матрица воспринимает свет. Если бы мы записывали информацию о цвете с каждого микроблока сенсора, то получали бы очень большой объём информации. Учёные выяснили, что для глаза не так важна точность по цвету, как по количеству света, то есть глаз более восприимчив к яркости изображения.

Поэтому, прежде всего, нам важно считывать всю информацию по свету (левый столбец на иллюстрации), а по цвету можно взять среднее значение из четырёх (средний и правый столбцы на иллюстрации). Поэтому схема в нижней строке и называется 4:2:0. То есть, мы берём каждую ячейку по яркости, потом берём среднее значение по ячейкам 2х2 и присваиваем им яркость, таким образом получаются разные оттенки. Схема 4:2:2 — берём каждую ячейку по яркости, средний по двум сверху и двум снизу, а потом присваимваем яркость; получаем ещё большую вариативность оттенков. И, наконец, 4:4:4 — из каждой ячейки записываем все значения, такой вариант весит больше всего. Однако большее распределение по цвету необходимо для качественной постобработки.

Когда я снимал на Panasonic GH5, меня беспокоило то, что я не могу делать с её помощью фотографии. Мне бы хотелось иметь в руках аппарат, который способен и качественно фотографировать, и круто снимать видео. Камера Fujifilm X-T3 стала для меня таким компромиссным решением.

Сейчас, когда вся фото- и видеоиндустрия начала погоню за полноформатными беззеркальными системами, Fujifilm продолжает гнуть свою линию.

Автор статьи: Ирина Краус
Редактор: Анастасия Мананникова


Читайте также:

Новые камеры Nikon Z6 и Z7, старт продаж Mavic 2 Pro и Mavic 2 Zoom, объектив Samyang и камера Leica M10-P
Объектив Laowa 24 mm f/14 2x Macro Probe, новости GoPro и утечка информации о Dji Mavic 2
Чем Smartcam Horizon отличается от других стедикамов?

Также смотрите наши выпуски:

Самые актуальные новости индустрии

Подпишись и получи в подарок книгу о видеомаркетиге